Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Кара-Дениз, Чёрное море
аспекты тангрианства

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

В энциклопедии "Мифы народов мира" неверно определены происхождение и генерация древнекитайских мифологических персонажей: "одна из отличительных черт древнекитайской мифологии – историзация (евгемеризация) мифологических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности".

Не исключено, что историзировались не мифологические персонажи, а, напротив, мифологизировались реальные деятели и события. К тому же необходимо учесть, что приписываемые персонажам "изобретения" или "создание" культурных благ и предметов и т.п. деяния необходимо рассматривать с точки зрения привнесения извне и внедрения в общественную жизнь ранее неизвестных местному населению новшеств, высокой общественно-политической организованности и культуры.

Фигура Хуан-ди издавна привлекала к себе внимание восточноазиатских исследователей. В древних китайских хрониках значение его имени объяснялось как "желтый предок", "желтый государь или император" и как "блестящий (испускающий свет) государь", "августейший правитель". По мнению китайских исследователей Юань Кэ и Ду Эрвея первый вариант относительно второго – более поздняя интерпретация имени Хуан-ди и что эпитет "желтый" связан с желтым цветом лессовых почв территории яншаовцев. Культ Хуан-ди, считает японский ученый Мори Ясутаро, первоначально сложился у рода Чэнь (син?), где Хуан-ди почитался в образе драконоподобного божества грома.

"По преданию, Хуанди был зачат от луча молнии; родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (... ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырехглазость или четырехликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырехчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырехглазость Хуан-ди, вполне возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырехглазой шаманской маской древних китайцев)".

В древнекитайской мифологии говорится, что великан Син-Тянь воевал с Хуан-ди; Хуан-ди отрубил ему голову и закопал у горы Чанъяншань. Китайский исследователь Юань Кэ, основываясь на начертании знака тянь "небо", напоминающего рисунок человечка с большой головой, этимологизирует имя Син-тянь как "отрубленная голова", "отрубленное небо". Скорее всего, в этом эпизоде отражена межплеменная борьба в Древнем Ордосе, возвышение и победа племени кубан, олицетворенного в имени Хуан-ди, над племенем син (Син-тянь < синтанры – "син-бог"), то есть смена династий. В ту эпоху правители тюрок были выборными, но избирались они, видимо, из среды доминирующего племени. Обожествление племени син (Син-тянь) – результат народной этимологии.

В Джунгарии, возле Урумчи и Хами, в Таримском бассейне и у озера Лоб-Нор, обнаружены следы поселений, сходных с ЯнШао. Сходство расписной керамики Ян-Шао с полихромными сосудами Синда, Суз, Анау, Белуджистана и других регионов дало повод ученым (Шмидту, Гейне-Гельдерну, Сирену) усмотреть корни древнейшей китайской культуры в Европе. Однако это объективное мнение было голословно отвергнуто советской державной наукой как проявление "буржуазной" мысли.

Некоторые (основные) аспекты тангрианства, в частности, культы природы и предков, сохранились в религиозном учении японцев – синтоизме. В "Большой советской энциклопедии" (БСЭ) говорится: "Синтоизм [от японского синто, буквально – путь (учение) богов], религия, сложившаяся в Японии... Синтоизм возник из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков.

Согласно синтоизму, человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня солнца – Аматэрасу. Душа умершего при определенных обстоятельствах способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы... (синтяй) ... Отсутствие единой канонической литературы синтоизма было возмещено созданием в 7-8 вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний...". О духе Аматэрасу см. часть 2, Тархан.

Р. Н. Безертинов пишет: "Около 600-700 лет до н. э. небольшое тюркское племя (хунны), переправившись через море, вступило на Японские острова. ... Вместе с переселившимися хуннами на Японские острова пришла религия древних тюрок, которая стала называться синто (путь богов). Согласно синто, микадо (император – Дж.Ч.) – потомок духов Неба, а каждый японец – потомок духов-ками. Для японца ками означает дух предков, героев и т.д.

Синтоизм учит главным образом поклонению культу предков и природе. Да и в самом человеке живет божество ками. Несмотря на то, что легенды связаны с местными природными божествами, в синто сохранилась одна из ветвей концепции тангрианства и в честь этого жители, исповедующие его, назвали свой город Тэнгри".

В противовес хищническому истреблению природных ресурсов промышленно развитыми странами, бережно-рационалистическое отношение японцев к среде своего обитания приносит свои положительные плоды; Япония стала одной из индустриально развитых стран нашей хрупкой планеты.

Тангрианство проникло на Японские острова, видимо, значительно раньше, не позже 3-го тысячелетия до н. э. Само название религии – синтоизм – прямо указывает на личность распространителей этого учения. А хуннское нашествие в VII-VI в. до н. э. было, по всей вероятности, очередной волной экспансии тюрок.

Замечательно критически рассматривающий историю кыпчаков, исследователь Мурад Аджи, несмотря на приводимые им же доказательства археолога А. П. Окладникова о том, что "древняя тюркская Сибирь оказалась теснее связанной с Западом, чем с Востоком" и европеоидности основателей древних культур Сибири – алтайцев, к сожалению, продолжает считать Древний Восток колыбелью мировой цивилизации. "В древнейшие времена здесь, в Центральной Азии, существовала единая культура. Духовно жители нынешних Китая, Монголии, Кореи, Японии и других стран были связаны между собой невидимыми нитями, которые превращали их всех в носителей этой уникальной центральноазиатской культуры. Вот они, вечные тайны Востока!".

Отсутствие глубокого историзма вынуждает пытливый ум отнести этот важный вопрос в область таинства. Здесь уместнее ставить восклицательный знак силе и обаянию созданной европейской историографией схемы, где история тюрок в Европе начинается только после рождения Иисуса Христа.

Син было одним из крупнейших племен Древнего Причерноморья. Античные греки на заре своей торгово-колонизаторской деятельности на берегах Черного моря, предположительно при выходе из Боспора Фракийского, не раз сталкивались, видимо, с одним из подразделений этого племени – аксин (< ак "белый" + син) "белый син", по имени которого море было названо Понт Аксинос "море племени аксин ". Со временем, в связи с утерей семантики аксин, в результате древнегреческой народной этимологии название было осмыслено как Аксинос "негостеприимное", затем, после установления дружественных отношений с аборигенами в процессе освоения торговых факторий в Прибрежье уже непонятное Аксинос было, как отмечают античные авторы, переименовано в Евксинос "гостеприимное". Так именовали это море только греки, а аборигены, естественно, по своему.

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

на верх страницы::Феномены топонимов Крыма::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования