Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Кара-Дениз, Чёрное море
неразработанность древней истории

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

Ценные сведения о более раннем Зевсе собрал А.Ф. Лосев: "Но до Гомера по крайней мере полторы тысячи лет господствовали совсем другие представления о Зевсе ... Зевс является ... прежде всего богом света и светлого неба"; "Зевс – исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо»...". Для подтверждения своих выводов он приводит данные из языка других народов: "ср. индоевропейское deiuo – «дневное сияющее небо», др.-инд. deva – «бог», dyaus – «небо» (Дьяус); греч. Ζεύς, род. п. Διός, «Зевс, бог ясного неба», лат. deus – «бог», dies – «день»; др.-инд. Dyaus piter, др.-греч. Ζεύς πατηρ – лат. Jup(p)iter, Diespiter".

Да, Зевс – греческое божество, но не "исконно", и его имя не "чисто индоевропейского", а тюркского происхождения. Некоторые исследователи, в том числе и сам А.Ф. Лосев, указывает на происхождение имени Зевса от критского: Зевс = "... дорийс. Dzas или Dzēn, Dzan; критское Dēn, Ten, Tan...", а древние критяне не были индоевропейцами. Здесь необходимо различать, видимо, теоним Зевс (< tän) от распространенного у индоевропеоязычных народов термина diva и его разновидностей, в том числе и от греч. Дий. Но важно другое – архаичный Зевс обозначал "свет", "светлость", что соответствует значению tan.

Термин tän в различных искаженных формах в значении "бог" или "главное божество" встречается в теонимии Восточной и Юго-Восточной Азии: Тхен – у лаосцев, Тхэн – у вьетнамцев, Тэнгу – у японцев, Тянь – у китайцев. Термин тэнно в древнеяпонском обозначал "император", "правитель". Танат (< тан + ат) или Тиннит – одно из верховных божеств карфагенского пантеона – восходит, видимо, к тому же термину.

Вышеприведенная этимология tän как локальное природное явление, относительно мироздания незначительное, не могло характеризовать Космос, то есть земное явление не могло служить поводом для номинации духа, олицетворяющего Космос в целом, и поэтому не согласуется с тангрианским мировоззрением. Но здесь следует учесть динамику развития мифологии, этапы эволюции духовности наших пращуров, изначально, возможно, в период становления религиозного мышления, в период полианимизма, рассвет – предвестник рождения животворящего Солнца – мог быть объектом особого почитания, и термин tän мог служить обозначением Небесного Бога. В дальнейшем, вследствие последовательного познания космического пространства, космологические представления постепенно расширялись и усложнялись, семантическое поле термина tän могло расшириться до космического, то есть происходила семантическая эволюция термина.

Наиболее вероятной формой второго компонента представляется är; i в äri, видимо, – наращение, а ра, ре, ри, ры, рэ могут быть ассимилятивными (прогрессивными) метатезами. Объяснение är из тюрк. är "мужчина", "человек", "племя, народ" неудовлетворительно, оно не отвечает масштабу смыслового содержания термина. Основа ар имела, видимо, другие значения – "чистота", "святость". Производные от него тюрк. arïγ (~ кр.-тат. арув) имеют значения 1. "чистый"; 2. перен. "чистый", "истинный", "святой", "ясный". Элемент ар был приращен к tän, вероятно, для усиления божественности обозначаемого объекта значительно "позже". Но уже в шумерскую эпоху она существовала (динг + ир).

Реликт арув (~ arïγ) в древности имел и другие значения – рел. "чистый, дозволенный (о пище)". С принятием ислама эти значения арув были вытеснены ар. halāl; засилье арабизмов в крымскотатарском языке выхолостило семантику ару в ар; парный тюрко-арабский гибрид ар-намус уже обозначает "совесть"; караимское ар "совесть" – заимствование из крымскотатарского.

Другие производные от архетипа ар – arïš "чистый", "святой"; глагол arva- "творить (~ произносить) заклинание", "заклинать"; arvaš – "заклинание"; arvïš "магическая формула", "заклинание", "колдовство" – показывают его религиозную терминированность. Узбекский арвох 1. "душа умершего"; 2. "привидение"; "дух предков"; "призрак", также производное от ар, дает основание считать, что второй компонент ар имеет значение "чистый, святой дух".

В современной философской науке отождествление мира и бога обозначено термином пантеизм, в основе которого заложены натуралистические тенденции, материалистическое понятие мира. В научной литературе было замечено, что пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме, индуизме и веданте), в древнекитайской мысли (даосизме), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), то есть в тех регионах, где поселялись трипольцы, исповедовавшие тангрианство.

К этому списку следует добавить и Египет времени правления фараона Аменхотепа IV (1419-1400 гг. до н. э.). Он, отменив политеизм, единым богом провозгласил Атона, присутствующего "... во всей природе, в каждом предмете и живом существе". Отсутствие глубокого историзма в изучении древних этнокультур приводит к ошибочному мнению о том, что "... в эту эпоху политеизма еще не было понятия бога как единого мирового духа" (БСЭ).

Для тангрианства абсолютно недопустимо отождествление Танры с небом, являющимся лишь частью мироздания, тем более трипольцы отлично разбирались в строении солнечной системы (см. статью Боркут, о древних обсерваториях; и ниже, о камах) и, по всей вероятности, галактики. Танры не олицетворял небо.

Ошибка часто допускалась не только респондентом, но и корреспондентом, фиксирующем Танры исходя из своего собственного представления о богах. Путаницы не избежали и современные исследователи: "В текстах имеющихся переводов чаще всего для передачи понятия tänri используется значение «небо»...". Но ведь "в отличие от неба – части космоса он никогда не именуется «кёк» («голубое небо», «небо») и «калык» («небесный свод», «ближнее небо»)".

Идея прамонотеизма в верованиях древних тюрок не нова. Мурад Аджи пишет: "У тюрков в отличие от других народов Бог был единым, этим и отличалась их вера от веры соседей. Очень интересно исследование немецкого ученого Г. Дёрфера, который собрал и обобщил древнейшие упоминания о Тенгри, проследил становление самого понятия «Тенгри» от раннего, еще шаманского образа до одной из высших стадий его религиозного развития. По мнению этого исследователя, речь идет об одной из первых монотеистических религий человечества, если не самой первой.". Однако сам Мурад Аджи считает, что "в тенгрианство многое пришло от буддизма . . .".

Неразработанность древней истории нашей планеты приводит к ошибочным выводам многих исследователей, в том числе прогрессивных. Нурихан Фаттах пишет: "Родоначальницей всех современных религий – христианства, буддизма и ислама является древнеегипетская религия, – считают некоторые исследователи. Многие мифы, сказки, обычаи разных народов имеют корни, общие с древнеегипетскими" (Нурихан Фаттах. Язык богов и фараонов. – Казань: ТКИ, 1999. – С. 285). Н. Фаттах упустил из вида иудаизм.

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

на верх страницы::Феномены топонимов Крыма::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования