Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Кара-Дениз, Чёрное море
новые завоеватели – индоевропейцы

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

Новые завоеватели – индоевропейцы – полностью ассимилировали синов. Часть синов, уже ассимилированных, переправляется на остров Шри-Ланка и создают Сингальское государство, просуществовавшее с III в. до н. э. до 1815 года. Сингальский язык относится к индоевропейской группе. Тенденция к сингармонизму в фонетике и морфологический строй с сильными элементами агглютинации в языке сингалов, характерен не для индоевропейских, а для тюркских языков. Возможно, это остаточное явление, восходящее к языку синов, куба и других древних приазовско-причерноморских племен.

К числу вышеисследованных гидронимов (Куба, Кубан, Син, Синд, Инд), подтверждающих миграцию древних Приазовско-Причерноморских племен на Юго-Восток, относятся также названия Акесин – правого притока Инда в Индостане, реки Тилигул в северо-западном Причерноморье и Танаис-Дон в Приазовье (более подробно об Акесин ~ Аксинос см. ниже).

Следы син идут все дальше. Страну, расположенную на крайнем Востоке, русские ошибочно назвали Китаем по имени тюркского племени кытай. В действительности, эта страна называется Син, Чин (искажение Син). Отсюда, например, синантроп – ископаемый древний человек; Чингиз-хан – имя крупнейшего государственного деятеля средневековья; Борте-Чино "сивый волк" – мифологический первопредок монгольских народов. Более приемлемая этимология Борте-Чино, видимо, – "волк синов". "По преданиям китайские тюрки происходили от волка Чин" (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 7-8).

Одним из многочисленных вариантов трипольской культуры является Ян-Шао – археологическая "крашеной керамики культура" 4-3 тысячелетия до н. э. в Северном Китае, в среднем течении реки Хуанхэ, у ее большой излучины (провинции Хэнань, Шаньси, Шэньси).

На данной территории населения раннего неолита не обнаружено. Первичное население выступает уже на уровне развитого неолита – трипольцы принесли с собой высокую общественную организацию, экономику и культуру. В этой культуре наиболее отчетливо проявляются основные признаки тангрианства.

Жилища строились в виде ям, в плане они имели круглую или эллиптическую форму. Население занималось охотой, животноводством, земледелием. Почву обрабатывали каменными или роговыми мотыгами; выращивали злаки (просо, гаолян, рис), лиственные овощи и корнеплоды (репа, редька); жатва производилась каменными ножами полулунной и прямоугольной формы [полулунные ножи применялись и на Японских островах и даже в Северной Америке (!!!)]. Носили панцири из роговых пластинок.

Покойников хоронили на родовых кладбищах, иногда в пещерах, на вершинах гор. Встречаются погребения с подогнутыми коленями (сравните скорченные погребения в Крыму); трупы осыпались красной охрой, рядом с трупом ставили урны с пищей и водой, на тела вешали украшения, укладывали каменные топоры, ножи, лук, стрелы и другие вещи. Детей хоронили в больших сосудах, у домов [идентичные захоронения имеются в Крыму, в городе Сарае – столице Золотой Орды].

Керамика – остродонные кувшины, чаши и миски – были с полихромным орнаментом. В орнаменте доминировал мотив больших спиралей (!), каньелюры, фигуры квадратов, треугольников и шашечной доски, иногда зоо- и антропоморфные. Керамическая живопись содержала зачатки пиктографии – древнейших знаков китайского письма. На последних этапах стадии культуры Ян-Шао (середина 3-го – начало 2-го тысячелетия до н. э.) появляются металлы (медь, бронза).

Об общественном строе яншаовцев С. А. Семенов писал, что "... с глубокой древности правили государи. Начиная с периода Сан-хуан, легендарные правители учили диких людей добывать огонь, приготовлять кушанья, строить хижины, обрабатывать землю, культивировать растения, вводили порядок в брачные отношения ... правители не имели наследственной власти, а избирались племенным советом старейшин. И только с династии Ся возникает порядок – передача царской власти сыновьям". Ся – протокитайское племя; в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н. э. возглавляло союз племен в среднем течения реки Хуанхэ.

Китайская мифология включает древнекитайскую, даосскую, буддийскую и позднейшую народную мифологию. Первоначальная, самая ранняя из них – древнекитайская мифология – основана на мировоззрении трипольцев. По данным философско-космогонических концепций, Вселенная образовалась из Изначального хаоса, который разделился на небо и землю. Разделение и соединение неба и земли в архаичных мифах обычно осуществляет змея. Отделение неба и земли в китайской мифологии по мере роста великана Пань-гу (по одной из версий) считается влиянием южных китайцев.

Заметную роль играли тотемические представления. Например, инцы (племя) своим тотемом считали ласточку, племя ся – змею. Змея постепенно трансформировалась в дракона, повелевающего дождем, грозой, водяной стихией: он был связан с подземными силами.

Большая часть архаичных в стадиальном отношении персонажей древнекитайской мифологии миксантропичны: верхняя часть туловища (или только голова) человеческая, нижняя часть – змеиная (дракона). Например, прародительница Нюй-ва, прародитель Фу-си, громовник Лэй-гун и другие. Сравните прародительницу скифов в Северном Причерноморье или автохтонов Эгейского бассейна.

У яншаовцев был развитый культ предков; они почитали небо, горы. Представление о космической вертикали было воплощено в образе святой горы Куньлунь, связывающей землю и небо. "Император III в. до н. э. Цин-Ши-Хуан-Ди, чтобы принести жертву душам своих предков, поднимался на священную гору Цзю-и, где якобы было захоронено тело легендарного царя Шуня. Китайские императоры носили пышный титул «сыновей неба», их советники назывались «министрами неба», а все государство именовалось «трудом неба»".

Одним из важнейших понятий древнекитайской космогонии, мифологии, философии и религиозных верований был Тянь, иероглифу которого даются разные этимологические объяснения. Предположительно иероглиф восходит к рисунку небосвода, поэтому в ранних текстах Тянь объясняется как Небо – верховный дух, высочайший правитель, стоящий во главе иерархически организованного сонма духов; "высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб", дает земному властителю право управлять страной.

Этот иероглиф имеет и другое значение – небо, небесная твердь. Отсюда происходит одно из названий Китая – Тянься, "то, что находится под небом", т. е. "Поднебесная". Полагают, что представление о Тянь как о божественной силе сначала возникло среди северных и северо-западных народностей – тюрок и монголов, и с 2-го тысячелетия до н. э. проникло в Китай.

В связи с прозелитизмом тюркских народов архаичное религиозно-философское учение – тангрианство – было утеряно, стерто из народной памяти. Разрозненные, частичные сведения, зачастую искаженные, о тангрианстве содержатся в орхонских (VIII-IX вв.), китайских, арабских, персидских и других памятниках. Некоторые его аспекты сохранились в так называемом "шаманизме", частично – у прозелитов в результате контаминации (смешения) религий, например, поминки на 3, 7, 40-й день похорон усопшего, в изустно-профессиональной музыке – "макамах", в суфийских радениях.

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16::17::18::19::20::окончание

на верх страницы::Феномены топонимов Крыма::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования