Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Тайны утерянных топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Ас, Асс, As, остров в озере Кырк

начало::02::03::04::окончание

Ф. Ш. Фаттахов, опровергнув толкование В. И. Абаевым скифского антропонима Atasas из осетинского языка со значением ′безопасный′ как тенденциозное, считает Atasas и название древнего приаральского племени атасиев или аттасиев тождественными, имеющих прозрачную тюркскую семантику: Atasas < ата ′отец′ + племя ас < атас ′отец, глава асов′; атасии < ата + ас < атас ′лидерствующие, главенствующие или господствующие асы′, ′царские асы′.

Еще с глубокой древности это племя, по всей вероятности, в составе сумерийско-киммерийских племен Северного и Северо-Западного Причерноморья распространилось во все стороны тогдашнего мира. Его следы можно обнаружить на севере и северо-западе (в Германии, Скандинавии, Исландии), на юго-западе и юге (в Греции, Фракии, островах Восточного Средиземноморья, Испании, Португалии, Малой Азии, Финикии), юго-востоке (в Закавказье, Передней Азии), востоке (в Средней Азии, Алтае, Китае).

Племя ас в древности играло, видимо, доминирующую роль в Северном Причерноморье и, несомненно, оказало огромное влияние на соседние народы, оно оставило заметный след в древнескандинавско-германских мифологии и эпосе: многие скандинавские и германские короли и знать стремились возвести свои роды к асам – таковы генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, англо-саксонских королевских династий. Асы (др.-исл. аеsir, единственное число аss; англосаксонское ês) в скандинавской мифологии – основная группа богов, иногда обозначение богов вообще.

Свидетельством заимствования апеллятива ас из Северного Причерноморья (возможно, готами при движении из Прибалтики через Скифию в Западную Европу) является противопоставление в скандинавской мифологии ётунов – великанов, предшествовавших богам и людям, представителей стихийных, демонических природных сил, жителей холодной, пустынной и каменистой страны на северо-восточной окраине Земли (Ётунхейм, Утгард) асам – более поздней группе богов, жителей Асгард – небесного селения.

Мифический Ëтунхейм идентифицируется с плоскогорьем Йотунхейм в Центральной Норвегии. Асгард не всегда помещался на небе. На востоке жили народы, воспринимавшиеся скандинавами как враждебные. Там же, восточнее Дона, располагался Асгард. Для локализации земного Асгарда полезно сообщение Младшей Эдды: "Идавëль – поле, где прежде был Асгард". Древнее название реки Волги зафиксировано в формах Атал, Атил, Этель, Итиль, Идель и т.п.

В булгарских летописях Агидель (< ак + Идель – ′восточный Идель′) или Атиль – реки Белая, Ока (от устья Белой до впадения в Волгу), Волга (ниже устья Оки), а Идель или Старый Туран – страна, расположенная в прилегающей к этим рекам территории. Государство Идель (Старый Туран) хронологически предшествовало раннесредневековой Великой Булгарии (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 11).

Все вышеприведенные формы названия закономерно происходят от тюркских основ ата ′отец′ + эль 1. ′племя, народ, государство′; 2. ′селение′, ′территория′, ′страна′: Атал – результат прогрессивной ассимиляции, Этель, Итиль, Идель – регрессивной. В названии поля Идавëль из Младшей Эдды, по-видимому, отражено название территории племени ата, прилегающая к реке Ата-Эль. Как полагают, мифы и сказания, составляющие сюжет германо-скандинавского эпоса, возникли на континенте и лишь впоследствии проникли на север, подвергнувшись там переработке и архаизации.

Древнегреческий писатель Софокл в “Мисийцах” говорил, что вся страна от Фракии до Южной Греции (Элиды, Пелопеннеса) зовется Асией: < ас + ий – греч. окончание собственных имен. Действительно, во Фракии и Греции, особенно в южной части, в Пелопеннесе, имеется масса древних этнотопонимических памятников, подтверждающих заключение Софокла.

В “Географии” Страбона имеется множество материалов, основанных, по всей вероятности, на названии племени ас: фракийское племя асты, где -ты может быть древнегреческим элементом. Ф. Ш. Фаттахов, приведя "особо ярко выраженные примеры переогласовки …" скифских имен в греческой передаче, считает, что в этнониме асты "… элемент -ty является тюркским суффиксом принадлежности. Однако ... иранисты видят в этом этнониме числительное и возводят к древнеиранскому ata ′восемь′.

Асея (Ἀσέα) – название селения в Аркадии, в области Мегалополя; Асина (Ἀσίνη) – название городов в Мессении, Лаконике и Арголиде, где ея и ина – греч. суффиксы; эпического поэта (около 700 г. до н. э.) с острова Самоса также звали Асием. Позднеантичный автор Павсаний в “Описании Эллады” сообщал, что между развалинами города Ласа в Лаконии есть святилище Афины Асийской, название которой было заимствовано из подобного святилища, расположенного на территории северо-восточной части Малой Азии, заселенной скифским племенем амазонок. В древноcти Мессенский залив в Южной Греции назывался также Асинским.

Основой названия реки Астрей (Ἀστραῖος) во Фракии, засвидетельствованной Плутархом, по всей вероятности, служит этноним ас + тура, где тура – название одного из основных, ведущего сумерийско-киммерийского племени. Топоним Астрей может легко ассоциироваться с теонимом Астрея (Ἀστραία); в греческой мифологии – дочь Зевса и Фемиды, богиня справедливости; вознесенная на небо, она почитается как созвездие Девы.

Как известно, большинство богов из древнегреческого пантеона были местного, догреческого происхождения. Население Балканского полуострова и островов Эгейского бассейна еще до греческого нашествия испытали сильнейшее влияние вторгшихся из Северного Причерноморья киммерийских племен, принесших с собой более высокую общественную организацию, экономику и культуру.

Возможно, именно в этом аспекте следует рассматривать тип захоронений 2-го тысячелетия до н. э. на Южной Украине, в Молдавии, Фракии и Пелопоннесе (Южная Греция), совершенно отличных от других в Европе – купольные гробницы. В ряду многочисленных киммерийских племен (ахейцы, сарды, карийцы, гениохи и др.), как показывают ономастические исследования, были тура и ас. Названия господствующих племен, большинство которых коренится в тотемическом субстрате, окружающим, подвластным населением нередко воспринимались как имена божеств (например, бöри, тура, äр, син и др.), и на этой основе путем переработки и перетолкования возникали определенные мифологические представления.

начало::02::03::04::окончание

на верх страницы::Топонимические тайны::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования