Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Тайны утерянных топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Ас, Асс, As, остров в озере Кырк

начало::02::03::04::окончание

Э. В. Севортян, предполагая тюрк. ас ′горностай′ производным от арс < арсы < арсу, обоснованно опроверг версию некоторых исследователей об арабском происхождении этого корня. Топонимы с компонентом ас, особенно в различных измененных формах (ас, аш, еч, ич, иш, ос, уш, ыч, эч, юш и др.) и, в основном, в постпозитиве широко распространены по всему Крыму: сравните нп Биюк-Ас в Раздольненском районе: < биюк ′большой, крупный′ + ас; Алач в Белогорском, Джанкойском, Сакском и Советском районах: ала ′пегий, пестрый′ + ач; Долоссы над Ялтой: < долу (~ толы) ′град′ + ос; Мушаш в Белогорском районе: < муш ′кошка′ + аш и др.

Подобная же картина наблюдается и в этнонимии многих тюркоязычных народов: абас (< аба ′мать′ + ас), араш (< äр ′мужчина′ + аш), борас, бурас, боруш (< бöри ′волк′ + ас, уш), кожош (< коджа ′громадный′ + ош), кудаш (< кут ′счастье′ + аш), текеш (< текä ′козел′ + еш) и множество других.

В булгарских летописях дуло – это особая царская шапка, она имела полусферическую форму с меховой опушкой. Вначале такую шапку надевали жрецы, "но после того, как она стала булгарским царским венцом, жрецы стали носить высокую и конусовидную шапку тудуло ′высокое дуло′" (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 326). Сравните головные уборы древних саков и ранних русских бояр (< тюрк. бай + ар), РПН долы, дуло, дулу, толлы, толос, тулус. На рубеже нашей эры племя дуло было одним из сильнейших в Восточной Европе. Киевская округа называлась Дулоба (< дуло + оба ′племя′, ′страна′), отсюда дулебы русских летописей.

По сообщению Н. Фаттаха, на одной кносской женской статуэтке (о. Крит, 2-ое тысячелетие до н.э.) "головной убор имеет конусообразную форму... На половецких женских каменных изваяниях также имеются высокие головные уборы, напоминающие колпаки кносских богинь (шаманок – Дж.Ч.). Казанские татары до начала XIX века носили головные уборы в форме длинного колпака..., верх пирамидального головного убора казанских татарок «оканчивался вызолоченною пуговкою», – так же, как колпак кносских богинь" (Нурихан Фаттах. Язык богов и фараонов. – Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – С. 144-145).

Сравните головной убор Эвриномы – прародительницы человечества из мифологии древнейших пеласгов в Эгейском бассейне и Балканах (Николаева Н. А., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. – М.: Белый Волк, Крафт, ГУП, Облиздат, 1999. – С. 80), предков булгар.

Из вышеприведенных примеров видно, что первые части топонимов и этнонимов – тюркские именные основы, поэтому эти компоненты не могут быть аффиксами ач, еч, иш, уш, ч, ш, ыш, юш, образующими имена существительные от глагольных основ. В крымскотатарском языке аффикс ач со значением ′ответвления, отщепления или части′ может образовать имена существительные от именных основ.

Первоначально некоторые этнонимы с исследуемым компонентом могли образоваться при дроблении родов и племен, ответвлении части рода от основной массы со племенников. Топонимы с этим компонентом могут быть только вторичными – уже от РПН. Однако, основная масса этих компонентов, по всей вероятности, может быть измененной формой родоплеменного названия ас: чередование с, ч, ш вполне закономерно ввиду их неустойчивости.

Трансформация ас в аш наглядно представлена на примере топонима Темеш-Ас (Черноморский район): наряду с вариантами названий Темеш-Ас, Темеш-Асс, Темиш-ас, Темиш Эли на карте 1830-1840 имеется форма Темеш-Аш. В. В. Радлов название рода йыттас из состава сибирских теленгитов-чуйцев расчленяет на йытту и ас с этимологией ′вонючий горностай′.

Финальная позиция апеллятива ас (или другого этнонима) и его вариаций в некоторых сложных, составных или сложносоставных этно-топонимах может быть показателем политического или административно-территориального господства и доминирования племени ас в определенный период истории; например, по списку населенных пунктов 1784 года в кадылыке Бочала, коймаханства Карасувбазар (теперь в южной части Джанкойского района) большая часть названий населенных пунктов снабжены компонентом бочала: Аджи бочала, Байсу бочала, Барой бочаласы, Джурзен бочала, Керлеут бочала, Коджа бочала, Курджу бочала, Оман бочаласы, Отар бочала, Султан бочала, Тогунчу бочала, где бочала – РПН.

Хронологические данные и результаты ономастических исследований показывают, что племя ас на протяжении не одной тысячи лет играло заметную роль в истории Евразии. Так, многими средневековыми источниками отмечено пребывание этого племени в Северном Причерноморье и Предкавказье: по свидетельству марокканского путешественника Ибн-Батуты (1334 год) половина населения столицы Золотой Орды – Сарая – состояла из людей племени ас; арабский географ Абульфеда писал, что крепость Кырк-Ор или Кырк-Ер (Чуфут-Кале) в Крыму населяли асы; египетский хронист Ал-Калкашанди (1412 г.) юго-восточную часть Крыма с центром в Кырк-Ере называл “страной асов”.

По мнению казанских исследователей, в Поволжье и Приуралье испокон веков было тюркоязычное племя ас и вообще "волжских булгар по другому называли асами; рядом с ними жили тюркоязычные суасы (водные асы), буртасы (лесные асы), тауласы (горные асы)". Многочисленность и повсеместная распространенность топонимов с компонентом ас и свидетельства средневековых авторов позволяют считать не только весь Крым, но и Причерноморье и Кавказ территорией концентрации и господства племени ас.

Античными авторами также зафиксировано это племя. Элий Геродиан и Стефан Византийский знают племя и населенный пункт Ἄσσα (Асса) в Скифии. Клавдий Птолемей это племя зафиксировал в форме асеи в южной части Азиатской Сарматии. Возможно, в названиях населенных пунктов Азара (< ас + ар) и Азагарии (< ас + агар) в препозитиве (аз) прослеживается след племени ас, где агар – название скифского племени, состоящего из тюрк. ага ′старший брат′ + äр.

Совершенно неубедительно предположение К. Мюлленхоффа считать название города Азараба [<азар + аба] в Азиатской Сарматии иранским по происхождению на основании только наличия одноименного пункта в Сузиане (Иран). О содержании элемента ас в названии мифического племени, стерегущих золото одноглазых аримаспов (ар + ас + ман) см. ниже, Киммерия.

начало::02::03::04::окончание

на верх страницы::Топонимические тайны::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования