Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Тайны утерянных топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Происхождение топонима Боркут

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16
17::
18::19::20::21::22::23::24::25::26::27::28::29::30::окончание

Библия считает израильский союз племен единым по происхождению, как выше было сказано, пришедшим из-за Иордана. И. М. Дьяконов дифференцирует этот союз на разные этнические компоненты, считает его сложившимся из прибывших в середине 2-го тысячелетия до н. э. с Востока еврейских (например, Бен-Ямин), возможно, и нееврейских (маовитяне) племен, части "хабиру" (они же, по его мнению, приевфратские амореи) и некоторых палестинских семитских племен. В той же статье он пишет, что имена людей "амурру" нередко принадлежали к особому семитскому языку, его северо-западной (так называемой "ханаанской") ветви.

В научной литературе уже давно уделяется особое внимание племени хапиру. Акцент на это племя, безусловно, оправдан; оно, по всей вероятности, принимало непосредственное участие в этногенезе евреев. Однако полностью идентифицировать древних евреев с этим племенем несправедливо.

В начале среднего бронзового века, около 2000 лет до н. э., в Месопотамии старые царства рушились под ударами вторгавшихся завоевателей. Вся Передняя Азия была областью традиционного интенсивного проникновения древних причерноморских племен. Не оставался в стороне от этого процесса и Ближний Восток. В Ханаане явно увеличилась роль кочевников.

Об этом же, по всей видимости, свидетельствуют антропологические изменения населения Ханаана во 2-ом тысячелетии до н. э. – смена долихокефального средиземноморского типа брахикефалами. Сравните название палестинского города БетШеан < сумерийско-киммерийское племя син (см. ниже, КараДениз), в античности именовавшегося Скифополем; Тур – древнее, домоиссеево название священной горы Гризим в Самарии и горы на Синае; название священного писания Тора; Терах – имя отца Авраама, восходящих к названию киммерийского племени тура; божества Дан, Йарих и др., основанных на тюркской лексике.

Названия месопотамских и ханаанских амурру, абиру, хабиру (х в анлауте – семитская протеза), апиру, хапиру и их города Ибирта в Ханаане, река Хабуре в Месопотамии, куда были переселены израильтяне из Самарии в 721 г. до н. э., имя предка Авраама – Эвера – может быть искажением фонетических дублетов племени абар (< апар). Такую же основу, по всей видимости, имеет имя Авраама. Первоначально его звали Аврамом.

По библейской легенде Бог велел ему переделать свое имя на Аврахама, а имя его жены Сарай – в Сарра. В действительности Аврам – семитская трансформация РПН абар: > авра (в результате соноризации б в интервокальной позиции и метатезы) + м (обычная семитская мимация) > аврам > аврахам (в результате божьего веления, в действительности – семитской эпентезы х) ~ авраам.

Отсюда вполне реально термин иври – искажение промежуточного, метатезы авра (еще без семитского окончания м): абар ~ авар > авра > иври. Ср. обры русских летописей – раннесредневековые центральноевропейские авары – и коранический Ибрахим < ибра + х (эпентеза) + им (семитская мимация).

Упоминание об Аврааме имеется в булгарских летописях: из города Атряч (семитизированное название древнего западномалоазийского города Турач ~ Тура, в гресеской мифологии – Троя) "в самарский город Ат-Алан пришел проповедник Авар-Хум или Бар, которого арабы Самара (семиты = аккадцы Сумера – Дж.Ч.) его поддержали. А надо сказать, что уже в то время подвластные арабы в самом Самаре составляли большинство населения, и поэтому вали (правитель – Дж.Ч.) Ат-Алана поспешил изгнать опасного для власти проповедника.

Тогда Ибрагим ушел вниз по течению Кубрата (Евфрата – Дж.Ч.) и основал там новый город. Вали, желая выжить последователей Ибрагима оттуда, осквернил воду реки нечистотами. За это всевышний наказал Ат-Алана Потопом. Но перед этим Творец гласом предупредил о грозящем наказании невинных, и внявшие гласу, включая последователей Ибрагима, удалились в безопасные места. После этого, по воле Творца произошел Потоп, и область Ат-Алана была поглощена водами моря...

После Потопа численность самарцев стала еще меньше, и поэтому в Самаре верх одержал арабский язык. На нем стали говорить даже правители владений из рода Мара. И только булгары (часть сумерийцев, тюрки – Дж.Ч.) сохраняли свой самарский язык" (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 310-311).

В этих нескольких летописных строках содержится большой объем информации о Древнем Двуречье, ряд ценнейших, многоаспектных, отчасти мифологизированных, исторических данных. Во-первых, даются краткие сведения о личности и миссионерской деятельности библейского Авраама и коранического Ибрахима, о сущности их религии: первая составляющая в имени проповедника из Малой Азии (Авар) точно соответствует вышеприведенной этимологии имени Авраама.

Вторая составляющая (Хум) соотвествует тюрк. кам ′жрец′, что не оставляет никаких сомнений относительно принадлежности Авраама ~ Ибрахима к тюркам, а их религий – к тангрианству, тем более в тексте подчеркивается, что Авар-Хум проповедовал "истинную веру", а истинная вера для древних гуннов [вышеприведенные абзацы выписаны Бахши Иманом из "Хон китабы" (Хун китабы) ′гуннская книга′, ′книга гуннов′] было только тангрианство.

Авраама невозможно считать ни патриархом, ни родоначальником евреев и (через Измаила) арабов, ни основоположником монотеизма, также и Ибрахима – ни праотцом арабов и евреев, ни основателем единобожья. Оба они – ипостаси Авар-Хума – одного из сильнейших тюркских жрецов – Великого Кама.

Последующая составляющая (Бар) в имени проповедника из Атряча и его дублет – правящий в Самаре (Сумере, Шумере) род мар – может быть искажением стяженного РПН бори, ср. тюрк. РПН буртасы и мурдасы (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 309).

Относительно библейской легенды, согласно которой Авраам без какой-либо мотивации, только по велению Яхве, из Месопотамии отправляется в Ханаан (Быт. 12, 5), в булгарских текстах приводятся абсолютно объективные причины переездов Авар-Хума и его последователей, реальность которых трудно опровергнуть – систематические преследования и гонения властей за проповедь уже неугодных и опасных для правящей верхушки религиозного учения вынуждает диссидентов переехать в другой город ниже по течению Кубрата-Евфрата, затем покинуть страну.

Во-вторых, показана динамика смены культурных традиций, дается развернутая картина последовательного изменения этно-культурной и религиозной ситуации послешумерского переходного периода Двуречья: постепенная инфильтрация семитов (аккадцев) приводит к их численному преобладанию в регионе и, как следствие доминирования языка и религии пришельцев, к ассимиляции и религиозному обращению ранее исповедовавшей тангрианство правящей сумерийской элиты. Народ, сумерийская чернь, оказавшись в меньшинстве, какое-то время еще сохранял свой язык и культуру. Поэтому Авар-Хума, пытавшегося восстановить религию предков, поддержали, естественно, местные сумерийцы и незначительная часть семитов.

В дальнейшем и эта часть сумерийцев, оказавшись в преобладающей семитской среде, неминуемо должна была ассимилироваться. Вот эту этнически сумерийско-семитскую смесь, религиозно–тангрианскую, можно считать предками будущих евреев, но не иудаистов. "Согласно Корану, именно «вера Ибрахима», а не исказившие ее иудаизм и христианство, есть истинная вера для всех людей.

на верх страницы::Топонимические тайны::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования