Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Тайны утерянных топонимов Крыма

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Происхождение топонима Боркут

начало::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11::12::13::14::15::16
17::18::19::20::21::22::23::24::25::26::27::28::29::30::окончание

Геродот, единственный из античных авторов, дал краткий перечень скифских божеств и привел к ним греческие соответствия. В этом списке по занимаемому в иерархической лестнице месту относительно олимпийской системы богов имеется ряд противоречий: скифский пантеон возглавляет женское божество Табити, соответствующая, по мнению Геродота, греческой богине домашнего очага Гестии, т.е. по олимпийской системе имеющей более низкий ранг, а Папай, соответствующий греческому Верховному богу Зевсу, занимает второстепенное место.

Разглядеть в статусе Табити проявления пережитков матриархата нереально. По свидетельству многих античных авторов скифские, сарматские, массагетские, сакские женщины были равноправны с мужчинами, в общественной жизни играли необычную для древних греков активную роль: участвовали в военных походах, предводительствовали армиями, занимали высокие государственные должности, но существование каких-либо признаков матриархата в эту эпоху памятниками материальной культуры не подтверждается.

М. Фасмер выводит скифск. Папай (Παπαίος) из иран. papa ′защищающий′, допуская происхождение его из языка детей.

В языке многих народов, принадлежащих к различным по происхождению языковым семьям, имеется немало тюркских лексем, особенно терминов родства. Сама постановка вопроса о влиянии древних тюрок на праязыки других народов считается антинаучной. Лепетное по происхождению слово уже неоднократно принималось для индоевропейской параллели тюркской основы.

Взгляд М. Фасмера является, в сущности, продолжением старой, необъективной теории подражательного происхождения языка: не взрослый подражает младенцу, а ребенок – взрослому, что общеизвестно в науке и обыденной практике.

"Так называемые детские слова – это слова для детей, созданные взрослыми. Теоретические трудности, связанные с терминами родства, – пишет Э. В. Севортян по поводу мнения о лепетном происхождении слова аба в индоевропейских языках, – ... заключается в том, что общность основных терминов родства (а также некоторых других лексических или лексико-грамматических разрядов) в различных языковых семьях (индоевропейской, алтайской, финно-угорской и др.) нуждается в объяснении, при котором надо, видимо, исключить генетическую общность всех этих лексических разрядов. В противном случае встает вопрос о генетических отношениях между самыми языковыми семьями. Гипотеза лепетного происхождения терминов родства призвана устранить эту коллизию".

Значение Папай более подробно будет рассмотрено в другом разделе "Топонимики Крыма". Здесь же можно ограничиться коротким замечанием, что Папай – звательный падеж от тюрк. баба (< папа) ′отец′, являющегося одним из важнейших древних терминов в тюркской лексикографии. Переход п > б вполне закономерен: папай > бабай (см. выше).

На принадлежность к тюркскому лексическому массиву скифского Папая и его синонимичность с тюрк. ата ′отец′ указывает свидетельство Арриана о том, что малоазийские вифинцы, выходцы из Западного Причерноморья, ... всходя на вершину гор, называли Зевса папой и его же Аттисом", где Аттис – производное от тюрк. ата ′отец′.

Сравните папай ′отец′ – звательная и ласкательная по происхождению форма в чувашском языке и имя Бабай у сарматского предводителя на среднем Подунавье в начале нашей эры. Синонимичность этих терминов (грецизированных Аттис и Паппас), явствующих из археологических данных Северного Причерноморья, была замечена и другими авторами.

У кыпчакоязычных предгорных крымских татар до нашего времени сохранилось синкретическое, арабо-крымскотатарское Алла-Бабай – ′бог′, в котором наблюдается остаточность от геродотовского Зевса.

Э. В. Севортян считает, что термин баба, связанный с семейно-родовым, патриархальным укладом, распространялся в тюркских языках раньше ата, что, однако, не обуславливает решения важного вопроса об их относительной хронологии образования.

Вакантность места верховного божества в скифском пантеоне очевидна и может объясняться тем, что Геродот из персонифицированного олимпийского пантеона, видимо, не мог подобрать полного соответствия безличному, абстрактному скифскому верховному богу, возможно, идентичному тюрк. Танры.

Большая часть тюркских народов добровольно приняла ислам, по-видимому, по той причине, что из всех монотеистических религий, производных от религии древних евреев (караизм, иудаизм, христианство), ислам был наиболее близок к безличному, абстрактному танрианству.

Древнему танрианству был чужд какой-либо образ или подобие, тем более его триединство. Наблюдаемая у некоторых тюркских народов персонификация Танры может быть объяснена синкретизмом в процессе заимствования (например, как у древних евреев) и ассимиляции, прежде относившимся к другим культурам.

Некоторые признаки танрианства имеются у Геродота в описании Передней Азии: "Воздвигать статуи, храмы и алтари богам у персов не принято. ... они ... вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины.

Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом". Сравните описание Геродотом же верований племен Северного Причерноморья: "У скифов не в обычае возводить кумиры, алтари и храмы, кроме Ареса" и приведенное выше свидетельство Арриана о верованиях фракийского племени финов (у Геродота и последующих авторов вифины), которые, всходя на вершину гор, Зевса называли Папой или Атисом.

Натурмифологические черты древнейших богов, т.е. олицетворение неба, солнца, луны, грозы и т.д., имеются у многих древних племен. Семантический комплекс небо = верх = благо = власть = непостижимость = вечность и т.д. определяет концепцию "божественности" вообще, обусловленную обычно олицетворением грозных и опасных для человека явлений природы.

Как известно, в космологических представлениях древних иранцев отсутствует понятие об абстрактном, всеобъемлющем боге; для митраизма, манихейства, зороастризма, в общем – для иранской мифологии, в расширительном значении – для индоевропейских народов – такое представление о боге неизвестно. Зевс ′светлое небо′ из древнегреческой мифологии, Дьяус ′сияющее, дневное небо′, ′день′ из древнеиндийской первоначально олицетворяли небо как члена одной из основных семантических оппозиций, оппозиции к земле.

Небо, однако, у древних греков и индийцев выступает как абсолютное воплощение верха, только как часть космоса, и предельно персонифицировано. У Геродота же небо напоминает образ единого, всемогущего, абстрактного бога Тангрианского типа (без храмов, алтарей, кумиров; именно так фиксировали иноверцы тангрианство), олицетворяющего космос в целом, что дает основание предположить наличие в доиранский период истории Передней Азии прамонотеизма, некогда могучего бога, соединявшего в себе всю вселенную, впоследствии искаженного в иудаизме и других религиях. Геродот писал о верованиях доиндоевропейского, доиранского населения Персиды.

на верх страницы::Топонимические тайны::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования