Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов


Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Что означает топоним Кимммерия?
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

Односторонность и тенденциозность наблюдается, к сожалению, и у самого И. М. Дьяконова, легковесно утверждавшего, что аrуа как самоназвание "не известно ни у одного народа других языковых групп и семей". Но аrуа не имеет ни индоиранскую, ни индоевропейскую этимологию. Arуа – это иноязычное искажение широко распространенного в тюркском мире древнего этнонима ар; конечное -уа – индоевропейское наращение.

Название страны Иран основано на том же этнониме: äр (~ар ~ эр) + (а)н (древнетюркский словообразовательный аффикс) > äран > эран > Иран. В данном случае вектор трансформации корневого гласного ä в äр сдвинулся в сторону узкой артикуляции. В узбекском языке название этой страны звучит в форме Эрон, где гласная второго слога о – изменение общетюркской фонемы а в связи с диалектной особенностью узбекского языка.

В Крыму имеется ряд топонимов с основой аран (с широкой артикуляцией корневого гласного), например, в Бахчисарайском районе три нп Аранкой [один на правом берегу реки Качы, ниже пересечения реки с ж.д., выше нп Топчикой (Долинное); другой на левом берегу р. Качы, напротив первого; третий на левом берегу р. Качы, у ж.д. моста] и один нп Аранчы [на левом берегу р. Качы, между нп Эфендикой (Айвовое) и Эски-Эль (Вишневое)]; на ЮБК: овраг Аранлар (впадает в море южнее нп Партенит), дорога Аранлар – Кыры-Йол [на Бабуган-Яйлю, отделяется от шоссе из Алушты на перевал Кебит-Богаз южнее нп Корбекли (Изобильное)], речка Аранлар-Сув (впадает в море севернее нп Капсхор (Морское) и гора Аранча (в верховьях р. Шелен).

Сравните РПН аранчы.

Во-вторых, достоверность принятой даты появления индоевропейцев в Индии – 2-е тысячелетие до н. э. – вызывает сомнение. Следы их ближайших родственников (так считают) – персов – в соседнем Эламе обнаруживаются не раньше IX-VIII вв. до н. э. Персы завоевали Парсуа (Персиду) в середине VII вв. до н. э., а следы аров в этом регионе уходят в глубокую древность. Из документов архивов Богазкёя, Тель-Амарны, Митанни, Нузи, Алалаха известно о пребывании аров в Передней Азии в середине 2-го тысячелетия до н. э. Но это вовсе не означает, что они были индоевропейцами, каковыми старается преподнести их европейская историческая наука, и что они появились в этом регионе уже во 2-м тысячелетии до н. э.

Этноним ар функционировал в Передней Азии задолго до появления индоевропейцев, он засвидетельствован в аккадской мифологии в формах Эрра, Ирра (обычная для древнесемитских языков геминация при адаптации иноязычных терминов и наращение) как бог войны и чумы "со староаккадского периода в теофорных именах собственных. Вплоть до старовавилонского времени писалось без детерминатива бога..." (об обожествлении тюркских тотемов и тотемических этнонимов другими народами см. выше, Ас, Боркут, Кара-Дениз, Киммерия), то есть древнетюркский тотем äр обожествился в Передней Азии только с начала старовавилонского времени. Теперь уже никто и не осмеливается утверждать о пребывании индоевропейцев в Передней Азии и Индии в староаккадское и старовавилонское время.

Поэтому вышеприведенная общепринятая схема об индийских ариях нуждается в серьезной хронологической и этнокультурной корректировке: в индоевропеоязычных ведах описаны деяния не "ведийских ариев" (под таким термином подразумеваются индоевропейские племена), а исторические события доиндоевропейских племен; в источниках приводятся мифологические представления не древнейших аров, а уже более поздних, индоевропейских завоевателей, в процессе адаптации культурного наследия предшествующей цивилизации в соответствии со своими мифологическими представлениями исказивших историю, предания, филисофско-религиозные воззрения прежних насельников – синов, асов, туров, кубанов, аров и других родственных им племен, – трипольцев, – создателей хараппской археологической культуры долины Инда и протоиндийской мифологии.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что сами сведения об ариях и вообще о ведийской мифологии не обладают достаточной надежностью, так как индийские источники – веды (четыре древних собрания: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа, в которых содержатся, в основном, сведения об ариях), брахманы ("жрецы", прозаические комментарии к ведам, содержат сведения о ритуале, интерпретации сокровенного смысла и символики вед, ряд мифов и мифологизированных преданий), араньяки ("Лесные книги" – тексты, связанные с брахманами), упанишады (тайные учения философско-религиозного характера) – относятся к классу шрути – "услышанное" и смрити – "запоминаемое", они передавались из поколения в поколение устно, то есть источники составлялись, естественно, значительно позже описанных в них событий, что показывает разновременность составления вед и деяний ариев, к ведийским временам ставших уже преданиями глубокой старины. Поэтому необходимо уточнить время появления ариев и индоевропейцев в Индии, время составления вед; общепринятая датировка двух последних явно удревнена, а первого – омоложена, то есть деяния древних аров подгоняются ко времени появления индоевропейцев в Индии.

В древнеиндийской космографии мировые периоды делятся на 4 юга (юга интерпретируется как др.-инд. ′упряжка′, ′пара′, ′поколение′):

"1) критаюга..., когда люди наделены всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все поклоняются одному божеству (Танъры трипольцев – Дж.Ч.), и существует лишь одна веда (тöре – Дж.Ч.);

2) третаюга, когда справедливость постепенно уменьшается; появляются пороки, но все строго соблюдают религиозные обязанности; получают распространение всевозможные жертвоприношения;

3) двапараюга, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая веда делится на четыре части, и уже не все способны постичь и исполнять ее; людей поражают недуги;

4) калиюга, когда добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари грабят подданных, праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству; в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; веды – в полном пренебрежении.

… Согласно традиции, сейчас идёт шестое тысячелетие периода калиюги, начавшегося в пересчете на наше летосчисление в полночь с 17 на 18 февраля 3102 до н. э.". В древнеиндийской мифологии царь Икшваку жил в начале третаюги. Он считается основателем "Солнечной династии" – одного из двух главных родов царей и героев.

"Полагают, что первоначально Икшваку было либо названием племени скифского или гуннского происхождения, переселившегося в Индию из долины реки Оксу (или Окшу), либо названием племени индийских аборигенов...".

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

на верх страницы::Происхождение названий::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования