Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов


Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Что означает топоним Кимммерия?
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

Ознакомление с текстами Авесты и древних индийских источников, написанных на диалектах, родственных языку современных европейцев, вызвало ажиотаж у большей части европейских историков и лингвистов: искатели своей прародины объявили Индию землей своих предков, ариев сочли своим выдающимся племенем древности; зародились термины "арийцы", "индоарийцы", "индоиранцы", "индогерманцы", "индоевропейцы", "арийская раса"; санскрит сочли праязыком всей индоевропейской языковой семьи; термины "арийские языки", "арийские народы" применялись ко всем носителям индоевропейских языков.

Дальнейший анализ источников показал, что "индоевропейцы" не только в Индии и Передней Азии были пришельцами, но и в Европе. Исследовательские работы конца XIX и начала ХХ веков приняли односторонний характер: декларировалась неспособность неиндоевропейских народов к самостоятельному историческому развитию, их обреченность на "внеисторическое существование", превосходство арийцев над туземным населением, исключительность исторической роли народов, говоривших на индоевропейских языках.

Например, относительно истории Мидии Прашек писал: "Как только арийцы прочно утвердились на мидийской почве, местные жители были оттеснены ими на задний план, и политическое руководство досталось крепкому, свежему арийскому началу. Туземцы были мало пригодны для самостоятельной жизни". Признанный авторитет по древней истории Передней Азии И. М. Дьяконов писал о Мидии: "… история этой страны интересовала буржуазных (вернее нацистских – Дж.Ч.) ученых почти исключительно с точки зрения проникновения туда «арийцев». … буржуазная наука абсолютизировала значение этих элементов в истории, замалчивала древность и высоту местной культуры, которую они должны были воспринять…".

Выдвинутый еще в середине XIX века лженаучный термин "арийская раса", в котором были смешены понятия расовой и языковой классификации, "был использован германскими фашистами". Они "утверждали существование особой «высшей» арийской расы, причем к ней относили преимущественно немцев" (БСЭ, арийская раса).

2-я мировая война не уничтожила, не искоренила нацизм, в этой войне потерпела поражение лишь одна ее форма – арийская. Эта война вообще была борьбой разных видов нацизма. Нацизм жив и здравствует. Не единственными примерами проявления нацизма могут служить бойня в Ичкерии или современное бесправное положение крымскотатарского народа, обреченного на уничтожение политикой геноцида, проводимой "унитарной" Украиной при равнодушном отношении, практически при молчаливом одобрении, международного сообщества (Ялтинская конференция, ООН, Совет Европы, "Международная амнистия" и др.), а также литература о крымскотатарском народе.

Нередко в послевоенных публикациях, посвященных истории и духовной культуре индоевропейских народов, преподносится идея превосходства, с удовольствием проглатываемая европейской ученой элитой, а зомбированный обыватель не ведает, чем потчуют его духовные пастыри. Нотки превосходства и исключительности в вопросе о мифотворчестве наблюдаются, например, в работах известного французского ученого Ж. Дюмезиля, создавшего свою школу структурализма.

Он выводил типологию мифов строго из одной, индоевропейской, этнолингвистической основы, при этом явно преувеличивал важность языковой и этнической принадлежности народов, создавших мифы, переоценивал культурную роль языковой общности. И. М. Дьяконов справедливо отмечал отсутствие историзма в построениях Ж. Дюмезиля.

Однако недостаточность именно историзма в работах самого И. М. Дьяконова приводит его к ошибочным выводам, объясняющего схожесть памятников материальной и духовной культуры, в частности, идентичность некоторых мифов у разных народов, удаленных друг от друга на большие расстояния, тем, что при одинаковых общественно-политических и социально-географических условиях могут выработаться одинаковые культуры, генетически разные, могут возникнуть одинаковые мифологические представления и культурные традиции (но не могут же они совпадать по деталям!). Такое мнение постулируется, стало тенденцией, к сожалению, в европейской историографии, за эту соломинку хватаются многие утопающие в трипольских памятниках современные исследователи древностей.

Самоназванием племени ар была принята форма арйа (аrуа). По мнению И. М. Дьяконова "аrуа как самоназвание засвидетельствовано для индийцев…, персов, мидян…, скифов…, аланов…, а также для иранских по языку народов Средней Азии (на это указывают многочисленные у этих народов собственные имена с элементами аrуа – «арийский»…), но не известно ни у одного народа других языковых групп и семей…".

В современной научной литературе применение терминов арии, арийцы для определения народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности, оставлено как ненаучное, но продолжает употребляться "по отношению к племенам и народам, говорящих на индоиранских языках" (БСЭ, арии). Употребление этих терминов оправдывают тем, что "в древнейших памятниках индоиранских народов эти народы называют себя ариями, что обозначало полноправных людей, в отличие от соседних и покоренных народов. От слова арий происходит ряд географических и этнических названий, например, современное название Иран (от Aryãnãm – «страна ариев») и др.

В ряде случаев арий стало самоназванием (мидийское племя аризанты – «племя ариев», сарматское племя арии, аланы, как и самоназвание осетин в фольклоре «аллен», – от др.-иранского aryana, и т.д.)" (там же). О названии аризанты см. ниже, но последнее (алан < арий) основано, по всей видимости, на необъективных построениях виртуозного коньюктурщика А. А. Фреймана и известного своей тенденциозностью В. И. Абаева, предусматривающих следующее преобразование: al(l)ān < alyān < aryāna. Поистине жаль ни в чем неповинный осетинский народ, из него делают затычку к каждой научной прорехе в европейской историографии – он и ос и ас, и алан, теперь и арий. Когда же объявят его эскимосом? В индийских эпосах имеется же упоминание о полярном сиянии!

Общепринятая современной европейской исторической наукой установка об индийских ариях кратко выражена в энциклопедии "Мифы народов мира": арии вторглись в северо-западную Индию во 2-м тысячелетии до н. э. Сведения об ариях содержатся, в основном, в ведах, созданных в эпоху между серединой 2-го и серединой 1-го тысячелетия до н. э. "Обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев пе-
риода создания вед, а иногда и периода создания брахман... и упанишад...".

Эта схема, казавшаяся стройной и безупречной, логически последовательной, имеет ряд неточностей. Во-первых, исследователи, пишущие на тему об ариях, дружно избегают дать детальную этимологию принятой ими же формы аrуа, удовлетворившись лишь общим определением типа ′арии′, ′арийцы′, иногда ′арийский′. Между тем, выяснение корня-основы этого термина в данном случае может иметь немаловажное значение для определения этнической принадлежности исследуемого этнонима. И. М. Дьяконов совершенно справедливо возмущался односторонностью подхода откровенно пронацистских писателей, абсолютизировавших значение индоевропейских элементов в истории Мидии.

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

на верх страницы::Происхождение названий::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования