Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов


Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Что означает топоним Кимммерия?
01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

Населенный пункт Баксы (теперь Глазовка) имеется на Керченском полуострове, восточнее-северо-восточнее Керчи. Бытует довольно веское и объективное мнение о том, что топоним Бахчисарай – название столицы Крымского ханства – следует интерпретировать как бакшы (~ бакчы ~ баксы) ′кам′ + сарай ′дворец′. В этом населенном пункте первоначально находилась, видимо, резиденция Главного Кама, в нем размещалась община камов.

Наличие топонима Бахчи-Эли (< бакшы ~ бакчы ~ баксы + эли ′селение′, ′территория′) – населенного пункта в Белогорском районе, теперь Богатое – усиливает вышеприведенную этимологию. Более подробно об этимологии подобных топонимов будет описано в соответствующих разделах "Топонимики Крыма". Сравните РПН баксы, бакшилар.

В статьях Боркут и Кара-Дениз был отмечен возможный переход заднеязычных гласных в переднеязычные при передаче древними греками и жителями Передней Азии тюркских лексем. Поэтому кам вполне реально могло принять форму ким ~ гим (киммер, гимирайа). Этот переход мог произойти и в тюркской среде, сравните РПН кем, кемер, кэм, кэмерли, кэмеч, кэмлер в составе туркмен.

Эти примеры показывают, что корневая гласная а в кам в древности имела форму ä (о диахроническом разновекторном сдвиге артикуляции древнетюркской фонемы ä более подробно см. выше, Каркинитский залив) и что термин кам обозначал не только представителей духовной элиты, но и название племени, предок которого принадлежал, видимо, к жреческой касте. В статье "Кара-Дениз" вскользь замечено о роли камов-жрецов, составляющих интеллектуальную, отчасти управленческую, прослойку в древнетюркском обществе.

Плиний племя камаки (< кам + ак) размещал в окрестностях города Танаис (в устье Дона), Страбон племя хамакиты (Xαμαĸοιται) (< кам + ак) – на Северном Кавказе, вблизи сираков и троглодитов.

Комментаторы Геродота писали: "Киммерийцы и скифы приняли участие в том большом движении племен и народов в Закавказье, в Передней и Малой Азии, которое привело, в конечном счете, к гибели Ассирии и Урарту". В числе самых известных скифских племен, живших за Яксартом (Сыр-Дарьей), севернее Бактрии, Плиний упоминал кам, камаки. Согласно апокрифам к Ветхому Завету, страна Хама (< Кам) расположена на Северной Африке, по соседству с царством Ханаан.

Древние египтяне свою страну обозначали в форме К.М. и К.М.Т. Исследователь древностей Нурихан Фаттах приводит многочисленные параллели в духовной и материальной культуре народов различных древних цивилизаций и тюрок. Относительно Древнего Египта, опровергнув чтение К.М. и К.М.Т. соответственно как Кеме со значением ′черная′ по цвету темной почвы долины Нила и ′египтяне′, он сопоставляет К.М. с казанскотатарским кэмит ′балаган, цирк′, ′карусель′, ′веселье′, в переносном значении – ′комедия′, так как, по его мнению, древние египтяне славились как мастера фокуса, иллюзионизма и цирка. (Нурихан Фаттах. Язык... с. 288-290, 388).

К.М. восходит, безусловно, к тюрк. кам ′жрец′, тем более Н. Фаттах ниже пишет: "… в египетском хам первоначально обозначал слугу бога, позднее – жреца".

Имеются и другие факты, доказывающие тюркское происхождение древнеегипетского населения. По сообщению Н. Фаттаха "... в «Истории завоевания Египта, Магриба и Испании» Ибн Абу-Ал-Хакима (ум. в 871 г.) говорится, что в начальный этап заселения Египта правили там «цари из рода Байсара» (Повзнер С.Б. Рассказ Ибн Абу-Ал-Хакима о древней истории Египта. – В кн.: «Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1971». М., 1974. С. 62)... Арабский путешественник ал-Якуби (ум. в 897 г.) в книге «Тарих» («История») также утверждает, что копты, то есть доарабские жители Египта – «это потомки Байсара, б. Хама, б. Ноя» (История Африки в древних и средневековых источниках / Хрестоматия. М., 1990. С. 267)" (там же, с. 424, 425). Сравните тюрк. РПН байсары и село Байсары (см. выше).

Столица Египта периода Раннего царства называлась Тин или Тинис. Две первые династии царей называются тинисскими. Египетский фараон Аменхотеп IV (Эхнатон, правил 1419-1400 гг. до н. э.; о нем и о зарождении монотеизма см. выше, Боркут и Кара-Дениз) не был создателем монотеизма, как считают некоторые исследователи; он лишь пытался восстановить религию своих древних предков.

Н. Фаттах пишет также, что в науке идет спор о первичности или вторичности культуры долины Нила. "Родоначальником всех современных религий – христианства, буддизма и ислама является древнеегипетская религия – считают некоторые исследователи. Многие мифы, сказки, обычаи разных народов имеют корни, общие с древнеегипетскими". И приходит к выводу, что даже "... истоки поклонения волку, возможно, связаны не с Монголией и Алтайскими горами, а с песками Северной Африки".

На такие вопросы можно дать категоричный ответ – нет, культура долины Нила не была первичной, родоначальником современных мировых религий, в том числе и иудаизма, было тангрианство с основной идеей пантеизма, истоки его – в Европе. Не случайно, видимо, английский ученый Смит, со слов Т. А. Трофимовой, высказывал мнение "о тюркоязычности древних альпийцев", которое она необоснованно сочла антинаучными направлениями буржуазной науки, "эклектически соединяемыми в одно целое".

А высказывание Н. Фаттаха "многое в культуре народов Центральной и Южной Америки структурно напоминает аналогичные явления Шумера, Египта и стран Средиземноморья..." свидетельствует о глобальном распространении древнетюркской культуры.

Второй компонент в названии киммер (-ер), вероятно, соответствует тюрк. эр ′мужчина′, ′муж′; переносные значения – ′герой′, ′храбрец′, ′витязь′, ′богатыр′, ′воин′. Исходной формой апеллятива эр М. Рэсэнен считает (h)är(ä).

Обстоятельный и доказательный анализ качества корневого гласного в эр, по мнению Э. В. Севортяна, дал венгерский тюрколог Ю. Немет, который пришел к выводу о существовании в древнетюркском двух форм рассматриваемой основы: äр и эр. Но древнейшей формой этой основы было, по всей вероятности, äр, восходящее к ä:р, где ä – ныне утерянная многими другими тюркскими языками фонема (приблизительно между современными а и э).

И поэтому встречающиеся в многочисленных этнонимах апеллятивы ар и эр, восходящие к архетипу ä:р, имеют равные права на функционирование. Их наличие, напротив, доказывает древность этнонимов, в которые они входят как компоненты (обычно в постпозитиве).

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

на верх страницы::Происхождение названий::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования