Большой топонимический словарь Крыма
Вернуться на портал "Киммерия"

 


 

Феномены топонимов

Джелял Челеби. BAŞTAŞ JAZЇ (Эпитафия) // Очерки по исторической топонимике Крыма. Том I. Красноперекопский район. Часть 1. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Ак-Мечит. 2008.

Что означает топоним Кимммерия?

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

Киммерия, Кämär, историческая страна в Юго-Восточной Европе: Киммерийская земля, Киммерия (В булгарских летописях – Кимер (Бахши Иман. Джагфар тарихы..., с. 10).

В древних хрониках нет четких указаний на занимаемую киммерийцами территорию, поэтому одни исследователи помещают их на обширной территории – от Дуная и Днестра до Таманского полуострова, на севере – до Киева и Харькова; ряд исследователей западной границей киммерийцев считают Среднюю Европу. Другие ограничивают территорию киммерийцев Керченским и Таманским полуостровами и Северо-Западным Кавказом, даже только северо-западной частью Таманского полуострова, только Керченским полуостровом или только северо-восточным "углом" Керченского полуострова.

Нет ясности и по вопросу о принадлежности киммерийцам определенной археологической культуры: одни связывают с ними памятники срубной культуры, другие – с последним этапом катакомбной культуры.

П. Н. Шульц и ряд других исследователей "также относят памятники эпохи поздней бронзы, предшествующие кизил-кобинской культуре в Крыму, к катакомбной культуре киммерийских племен". Ряд исследователей (В. Ф. Гайдукевич, В. Д. Влаватский, Ю. С. Крушкол) древние археологические памятники относят к киммерийцам, другие (А. И. Тереножкин, Л. А. Ельницкий) не находят подтверждения этому. Е. М. Крупнов, Т. Сулимирский, М. Гимбутас, Л. А. Ельницкий, Ф. Ханчар и Г. Кассик к киммерийцам относят памятники Северо-Западного Кавказа, некоторые из них считают киммерийскими кобанскую культуру. Этническая принадлежность киммерийцев также не установлена. Некоторые считают их кельтами, кавказцами, славянами, тохарами. О. Шредер считает их тюрко-татарами.

Еще древние греки активно интересовались этнической при надлежностью киммерийцев. Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх отождествляли их с кимврами. Несмотря на утверждения более информированных римских авторов [Веллей Патеркул, Плиний, Тацит, Сенека, Август (в своем завещании)] о принадлежности кимвров к германцам, европейские авторы вплоть до нового времени продолжали отождествлять киммерийцев с кимврами. Однако уже Я. Гримм, К. Цейс, М. Дункер "показали несостоятельность этого предположения, основанного лишь на звуковом сходстве".

Киммерийцев отождествляли и с древними таврами, фракийцами. С. П. Лемаан-Хаупт "считал киммерийцев промежуточным звеном между фракийцами и иранцами, т.е. иранизированными фракийцами. … Но языковых доказательств этой теории нет". Целый ряд исследователей отмечает сходство скифов и киммерийцев по образу жизни и языку.

Некоторые исследователи приписывали киммерийское происхождение земледельческому населению, покоренному скифами, другие – меотам (М. И. Артамонов, В. Д. Блаватский, В. П. Шилов), амазонкам. К киммерийской проблеме обращались многие исследователи, выдвигались разные гипотезы об их этническом происхождении. Многополярность взглядов порождена, безусловно, отсутствием целостной этнографической концепции.

Киммерийцы приняли участие в движении древних племен Северного Причерноморья в страны Закавказья, Передней и Малой Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. В древнегреческих хрониках они зафиксированы в форме Κιμμεριοι (киммерии), в переднеазиатских клинописных текстах – в форме Ga-me-ra-a-a (гамерайа), Gimirraja, Gi-mir-a-a (гимирайа).

Объяснить значение названия киммерийцев пытались еще древние греки, как всегда, средствами народной этимологии. Они сопоставляли этот этноним с греч. хеймерии (χειμεριοι) ′зимние′, кеммерос (κέμμερος) ′мгла′. Авторы "Истории и духовной культуры карачаево-балкарского народа" считают киммер состоящим из тюрк. кам ′река′ и ер ′мужчина′, ′муж′: кам – ер > ким + ер ′речной человек′. Идентичную семантику, но другое происхождение, имеют, по их мнению, этноним сувар и название сумерийцев Двуречья (Южный Ирак): суб – ар ~ сув + ар ~ Шум – эр.

Однако, если происхождение этнонимов сувар и сумер (Шумер) от тюркских основ суб ′вода′ и эр ′мужчина′, ′муж′ реально и наиболее вероятно, то трактовка кам как ′вода′ вызывает сомнение. Справедливо предположение Д. Рахмати, считавшего киммер состоящим из тюрк. кам ′жрец′ с глухим к + эр ′мужчина′, ′народ′ (о камах см. выше, Кара-Дениз).

В тюркской этнической номенклатуре имеются РПН кам, камай (< кам +ай ′месяц′, ′луна′), камак (< кам + ак – аффикс), каман (< кам + ан – древнетюркский словообразовательный аффикс), ка-мар (< кам +ар ~ эр ′мужчина′, ′муж′), камбар (< кам + бори ′волк′), камлар (< кам + лар – аффикс множественности) и другие.

Кам отражен и в топонимии Крыма: Камаджы [< кам + а (соединительный гласный) + чы (джы) – аффикс, обозначающее лицо, производящее действие] – селение восточнее-северо-восточнее Джанкоя (теперь Заречное). Этот топоним может иметь другое значение: Камаджы < тюрк. кам ′жрец′ + аджы. Последнее как компонент входит в состав многих крымских топонимов и обычно объясняется как ар. аджи ′паломник′, что скорее всего – народная этимология. Такую же оценку заслуживают тюрк. аджы ~ ачы – ′горький′. Более вероятно тюрк. аджы – ′крест′. Крест, принято считать, имеет солярное происхождение.

Равносторонний крест, в том числе и свастика, – это древнейший религиозный символ тюрок, то есть топоним Камаджы имеет домусульманское происхождение; Камака (< кам + ак-) – имение на ЮБК, между Артеком и Сувук-Сув; Камар (< кам + ар) – нп в Байдарава, на 3,5 км юго-юго-западнее нп Чоргун (Черноречье), теперь Оборонное; Камбар (< кам + бори) – несколько нп в Джанкойском, Сакском и Симферопольском районах; Камия (< кам + ия – позднее наращение) – гора над Симеизом; Камлык (< кам + лык – аффикс с абстрактным или собирательным значением) – урочище на восточном берегу острова Чурюк в Сиваше; Кемельчи (< кам + эльчи ′посол′) – вторая составляющая топонимов Курман-Кемельчи (теперь Красногвардейское) и Кучук-Кемельчи (теперь Петровка) в Красногвардейском районе.

В средневековье камов-жрецов, видимо, в связи с распространением ислама, начали называть баксы. Р. Безертинов пишет: "рядовых жрецов в разных регионах Великой степи называли по-разному: татары, алтайцы – кам; у бурят – бео, эльше; в Средней Азии – парихон, порхан, пальчи, фолбин, тавуп. … Киргизы и казахи кама называли бахши (баксы), что по-монгольски значит учитель, уйгуры бахшами называли своих грамотников, туркмены этим именем звали своих певцов. … С завоеванием мировыми религиями Великой степи рядовые жрецы постоянно подвергались гонениям со стороны как служителей мировых религий, так и правительств". Камов называли еще шихами, от ар. шейх ′старец′, ′пожилой человек′, ′глава текке (обитель дервишей).

01::02::03::04::05::06::07::08::09::10::11

на верх страницы::Происхождение названий::на главную


 
Поиск по алфавиту
А Б В Г Д
ЕЁ Ж З ИЙ К
Л М Н О П
Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ
ЪЬ Ы Э Ю Я

 
Форма поиска топонимов
Словарик значений слов
Дополнительные материалы
Заметки по топонимике
Происхождение названий
Феномены топонимов
Топонимические тайны
Теоретические основы
Условия формирования
Лексика топонимов Крыма
Словотворный анализ слов
Топонимический полуостров
Взаимодействие культур
Топомика Крыма (статьи)
Топонимические прогулки - 1
Топонимические прогулки - 2
Топонимические прогулки - 3
Топонимические легенды
Библиографический список
 



Достопримечательности Крыма
-неизвестное об известном-

Судакская крепость в Судаке

Пещерные города Крыма - Эски-Кермен

Чёрное море природа рыбы птицы

 


Вернуться на портал "Киммерия"

© KWD 2002-2017 (при использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна)
Администратор сайта - kimmeria@kimmeria.com

Яндекс цитирования